Китайские автопроизводители угрожают Европе

16 марта 2007

Женевский автосалон стал удобным случаем для обсуждения вступления нового члена в закрытый автомобильный рынок Европы. Дело в том, что впервые китайский производитель стал частью европейской экспозиции, афишируя свои намерения впоследствии начать продажи в новом для себя регионе.

 

 

 Brilliance BC-3 Brilliance BS-6 Крэш-тест Brilliance M2В связи с этим шокирующим для многих событием 243 специалистам автопрома задали животрепещущий вопрос: “Считаете ли вы, что китайские автопроизводители могут представлять опасность для участников европейского рынка в течение ближайших пяти лет?” Всего 5% респондентов ответили, что опасности они в этом не видят, так как “китайцы” не смогут в столь краткий период представить продукцию, которая могла бы удовлетворить высокие запросы покупателя по соотношению цена-качество.

47% автопредставителей сказали, что опасность существует, однако конкурировать эти марки могут только на развивающихся рынках и только в низком ценовом сегменте. И, наконец, почти половина специалистов, то есть 48% опрошенных, признались, что, по их мнению, “китайцы” представляют действительно серьезную опасность для других производителей, так как они опираются на очень динамично развивающийся внутренний рынок и дешевую рабочую силу.

В отличие от российского рынка, где почти все автопродавцы отрицают конкурентоспособность азиатских марок, в Старом Свете их приняли всерьез, рассудив, что “китайцы” повторят путь своих корейских коллег и догнать по качеству, технологичности и безопасности ведущих автопроизводителей для них дело пары-тройки лет. Масла в огонь подливает и китайское правительство, обещавшее “пустить” в Европу только 4-5 отечественных автоконструкторов. Это, естественно, способствовало ужесточению конкуренции среди 100 претендентов, активно взявшихся за самоусовершенствование. А когда китайцы за что-то берутся, то делают это скрупулезно и до конца. Конец в данном случае – это ситуация, когда китайская автопродукция сравняется по качеству с корейской, а то и с японской. Тогда же европейские компании, которые уже сейчас начинают сдавать позиции на своих рынках азиатам, могут пострадать еще больше.

Тем временем один из безусловных лидеров в Китае, производитель Brilliance, пробравшийся в Европу, уже точно настроен воинственно. Недавно компания провела переговоры с концерном General Motors по поводу покупки одного из его заводов. Американцы планируют закрыть свой завод в Португалии, на котором собирается Opel Combo, а Brilliance, в свою очередь, присмотрел это место для сборочного производства своих Zhonghua.

“Блистательная” компания собирается предстать во всей красе к 2010 году, когда ежегодно распродаваться будет 75 тыс. авто. Модельный ряд будет состоять из пяти автомобилей: маленького BS2, паркетника, купе BC3, BS4 класса “С” и более дорогого BS6. Последняя модель разрабатывалась в сотрудничестве с Italdesign Giugaro и прошла экспертизу инженеров исследовательского центра Porsche, в Европе она будет стоить от 19 000 до 23 000 евро и конкурировать с Kia Magentis, Hyundai Elantra и Mitsubishi Galant. Между тем двигатели у модели будут как раз от Mitsubishi – на 2 л и 2,4 л (122 л.с. и 133 л.с. соответственно). К концу года обещают и дизель. В этом году в Германии, Польше и Бенилюксе планируют продать до 15 тысяч таких автомобилей. До конца этого года Brilliance грозится прийти в Испанию, Францию и Италию, а в 2008 году – распространиться по всей Европе.

После того как европейцы почти единогласно признались в своем страхе перед “китайским нашествием”, аналитики начали придумывать способы борьбы с новыми захватчиками рынка. По аналогии с формами борьбы с иностранной интервенцией на других рынках было предложено назначить квоты на ввоз китайских авто, как это делается с текстилем. Правда, эту идею уже обвиняют в том, что это своего рода протекционизм, хоть и под флагом европейского экономического патриотизма.